Воскресенье, 19.05.2024, 20:40
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Моя родная деревня МАГАШЛЫ-АЛМАНТАЕВО

Меню сайта
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Из истории мари

    Ссылки:

                

                   http://aboutmari.com

                   http://boriovich.livejournal.com/

                   http://www.kudokodu.ru/archive/054/art07.html

    Предки современных марийцев

    Предки современных марийцев – ананьинские и пьяноборские племена (названо по могильнику у села Пьяный Бор, ныне Красный Бор в Агрызском районе Татарстана) а также азелинская культура. Эти племена проживали на территории Прикамья и Прибелья в l тыс. до н.э. – lll вв н.э. Азелинская культура легла в основу формирования предков современных марийцев (восточных, луговых и горных). Поэтому марийцы являются коренными жителями на современной территории Башкортостана.

    В ХVl - XVll веках сотни и тысячи марийских семей (луговых мари) были вынуждены покинуть свою Родину из-за прихода русских войск на территорию Марий Эл и связали свою судьбу с новыми краями. Они оказались вдали от родных мест, в этническом окружении, чуждом их религии, отличном по образу жизни, бытовым и культурным традициям. Луговые мари примкнули к восточным.

    Во второй половине XIX в., с развитием капиталистических отношений, экономические и культурные связи населяющих Башкортостан народов активизировались. Как полагает марийский исследователь Г.А. Сепеев, именно этот период стал решающим в формировании восточных марийцев как особой этнографической группы, отличной от поволжских групп. Тогда же, в 1870-1880-е годы закрепился в литературе этнический термин "восточные марийцы" - "эрвел мари".

    Марийская диаспора Башкортостана - самая крупная в России. По данным переписи населения 2002 года, в республике проживает около 106 тысяч марийцев. Наиболее многочисленны их поселения в Мишкинском, Калтасинском, Бирском, Шаранском, Балтачевском и Нуримановском районах.

    В 1850 г. численность Эрвел Мари составила 38,6 тыс. человек, в 1912 г. - 75,9 тыс. человек, в 1989 г. - 105,7 тыс. человек, в 2002 г. - 105,8 тыс. человек, 2010 г. - 103,7 тыс. человек.


    А ведь Казань...

    А ведь Казань ещё в 1530 году могла пасть - "После потери посада положение защитников Казани стало критическим . Русские поставили возле городских стен гуляй-город и начали вести беспрерывный пищальный и пушечный обстрел . В преполненной Казани ядра и пули легко находили себе жертву .

     В один из дней неожиданно началась сильная буря с ураганным ветром и проливным дождём . Русские воины поспешили укрыться от непогоды , покинув позиции . Этим сразу же воспользовался Сафа-Гирей . Ни он , ни его приблежённые крымцы , ногайцы и астраханцы и не подумали атаковать русских , удобный момент они решили использовать для бегства . Желая спасти собственную жизнь , они предали казанцев в трудную минуту . Забрав всех имеющихся лошадей , они пошли на прорыв . Взмокший порох не дал русским возможности воспользоватьс огнестрельным оружием , с большими потерями Сафе-Гирею и его людям удалось прорваться сквозь кольцо осады . Брошенные своим ханом и преданные союзниками казанцы впали в депрессивное состояние . Несмотря на то , что в городе оставалось ещё 12000 воинов , никакого желания сопротивляться не было . Даже крепостные ворота целых три часа остовались открытыми . Занять Казань русским не позволил лишь местнический спор , возникший между князьями И.Ф.Бельским и М.Л.Глинским . Каждому из них хотелось первым вступить в город .

     В Казани не потеряли присутствия духа лишь марийцы . Воспользовавшись неразберихой и странным поведением русских , они сделали стремительную вылазку и захватили 80 гроден (щитов) из гуляй-города , 7 пушек , пищали и целый обоз с боеприпасами . Всё это марийцы смогли беспрепятственно увезти в город и закрыть за собой ворота . Наблюдая со стен героические действия марийцев , казанцы воспрянули духом и изготовились к обороне . Опомнившиеся русские ещё много дней обстреливали город , но победа выскользнула из рук . 30 июля воеводы согласились на перемирие и удовлетворились данью за три года , приказали войскам возвращатся в Россию . В Москве , заподозренный в получении взятки , воевода И.Ф.Бельский был посажен в тюрьму .

     Таким образом , несмотря на успешный в целом для России ход военной компании , решительные действия марийских отрядов при обороне Казани , как и ранее , лишили её почти достигнутой победы ." А.Г.Бахтин "15-16 века в истории Марийского края"

     

    Вот анализ всех летописей посвещённых этому эпизоду (про казанцев в них ни слова вроде , всё больше про черемис) из работы Свечникова Сергея Константиновича "Неожиданно из казавшейся уже поверженной Казани совершил дерзкую и стремительную вылазку 12-тысячный (данные Казанского летописца) отряд «черемисов». В результате этого нападения марийцы, по «Казанской истории», захватили 80 городен (щитов) из гуляй-города и 7 пушек, по Вологодско-Пермской летописи, ? весь гуляй-город, 70 затинных пищалей, множество ядер и бочек с порохом, а также убили «на той стравке» пятерых воевод, по Софийской II и Постниковской летописям, марийские воины затащили в город русский обоз и полуторные, семипядные, сороковые, затинные пищали, при этом в Постниковской летописи тоже говорится о гибели тех же пяти военачальников. Несмотря на эти расхождения в источниках, все же несомненно, что урон русским войскам был нанесен значительный, к тому же действия марийского отряда воодушевили остальных казанцев на продолжение сопротивления.

     

     В это же самое время Сафа-Гирей "храбро" тикал в Крым бросив Казань на произвол судьбы .